Памятка для классного руководителя будущего 5 класса.
Психологические особенности пятиклассников
В пятом классе условия обучения коренным образом меняются:
-
дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель - учителя-предметники»,
-
уроки, как правило, проходят в разных кабинетах,
-
расписание уроков постоянно меняется, становится «плавающим»,
-
возрастают нагрузки на психику ученика,
-
школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований со стороны разных учителей,
-
на каждом уроке необходимо приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя. В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. иногданарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер. Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы — они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов. У некоторых детей зависимость от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей..
|
С чего начать работу с будущими пятиклассниками?
-
Следует заранее, ещё в 4 классе познакомиться с детьми (посмотреть их работу на уроках, поведение на переменах, их участие во внеклассных мероприятиях и т.д.), пообщаться с классным руководителем по поводу успехов и трудностей, возникающих при работе с учащимися.
-
Необходимо в конце 4 класса посетить родительское собрание с целью знакомства с будущими родителями, на котором целесообразно будет рассказать не только о себе, но и познакомить родителей с тем, что их ожидает в следующем году:
- какие учителя будут работать,
- какой кабинет будет классным, что необходимо сделать заранее для успешного начала работы в следующем году,
- какой будет школьная форма у учащихся класса,
- какие школьные принадлежности понадобятся в следующем году (следует заранее обойти учителей и узнать, какие тетради, карты, учебники и пособия понадобятся).
- как спланировать День Знаний (оформление кабинета, поздравление детей, поездка куда-либо 1 сентября и т.д.)
3. Уместным будет провести на этом собрании анкетирование родителей (см. Приложение №1).
4. Чтобы работа в 5 классе началась успешно, лучше в летний период посетить квартиры учащихся, о чём заранее предупредить родителей на собрании.
Работа классного руководителя пятиклассников 1 сентября.
-
Чтобы сэкономить время на классном часе, лучше заранее напечатать список учителей класса,примерное расписание уроков на неделю и вклеить их в дневник.
-
Обязательно познакомить детей с расположением кабинетов в школе, Вашим рабочим кабинетом.
-
Не забудьте показать учащимся стенд с расписанием уроков, покажите особенности работы с ним, вместе с детьми запишите расписание уроков в дневник на следующий день.
-
Покажите детям место, где они будут раздеваться, расскажите правила поведения в раздевалках.
-
Узнайте заранее стоимость обедов в школьной столовой, объясните особенности питания детей в 5 классе (на какой перемене, за каким столом и т.д.)
-
Напомните детям о школьной форме, сменной обуви.
-
Лучше с 1 сентября составить список посадочных мест детей (это поможет частично запомнить детей уже на классном часе).
Работа классного руководителя в первые дни нового учебного года
-
В первые дни нового учебного года необходимо как можно больше находиться с детьми (на переменах, после уроков)
-
Держать на постоянном контроле записи расписания уроков в дневник (постоянно спрашивать, проверять правильность написания).
-
Ежедневно следить за тем, как организовано питание, контролировать поведение детей в столовой.
-
Желательно в самом начале сентября провести организационное собрание для родителей, где познакомить их с работой в новом учебном году
|